Представляем полезный инструмент для РОПа и финансового директора, который позволит спрогнозировать оборот компании на текущий и будущий год, опираясь на данные предыдущих трех лет.


Особое внимание стоит уделить тому, что данный инструмент разработан с использованием методологии Формулы продаж. Для успешного использования рекомендуется начать с изучения первых глав учебника, чтобы лучше понять основы подхода и повысить эффективность прогноза.

1 шаг

Изучите методологию книги Формула продаж

Содержание

Глава 1. Формула продаж: три уровня для измерения продаж. Подсчет B2B и B2C-клиентов.
Глава 2. Качество системы продаж: аудит системы продаж и диагностика качества базы клиентов. Устранение дублей. Бесхозные и пустые клиенты.

Глава 3. Прогноз и план продаж: тренды, сезонность, аномалии и планирование продаж.

Прежде чем погрузиться в удивительный мир давно забытой математики и предсказаний прогнозов, важно обозначить ограничения этого инструмента.

Ахиллесова пята любого прогноза следует из его силы. Прогнозы строятся на данных прошлых периодов. То есть прогноз — это продолжение трендов и сезонности, которые работали в прошлом. Это помогает с разной степенью точности «угадывать» результаты в будущем, но только при условии, что окружающий мир живет по тем же правилам. Но рано или поздно прилетает «черный лебедь» имени Нассима Талеба и меняет планы.

Если рассматривать шире, то всё циклично. Сезонность – это пример обозримой (недельной или годовой) цикличности. То есть правила (внешние и внутренние факторы влияния) при продаже от месяца к месяцу могут быть разными, но из-за заметной цикличности и обозримости эти изменения получается учесть в прогнозе как сезонность.

2 шаг

Скопируйте этот шаблон Файл \ Создать копию со своим названием

Прогнозирование работает с так называемыми временными рядами. Временной ряд – это ряд значений показателя изменяющегося во времени. Математики изобрели несколько десятков алгоритмов, которые с разной степенью точности помогают рассчитать прогноз с учетом текущего тренда. Также развитие нейросетей позволяет использовать для прогнозирования искусственный интеллект. Мы рассмотрим самый простой вариант – линейный тренд, рассчитанный методом наименьших квадратов (да простят меня истинные математики). Этот алгоритм помогает «продолжить» существующий тренд и спрогнозировать вероятный результат в будущих периодах.


Допустим, все идет хорошо и продажи растут. Тогда мы видим на графике восходящий тренд. Если продажи падают, то линия тренда стремится вниз. Правильная визуализация помогает мгновенно воспринимать большое количество чисел и оценивать ситуацию.

3 шаг

Очистите демо-данные в полях Факт по месяцам [C51:N54]

4 шаг

Заполните Факт по месяцам за последние три года своим оборотом [C51:N54]

5 шаг

Выключите аномальные месяцы для уточнения сезонности [B73:M75]

Сезонность бывает аддитивной и мультипликативной.

Если очень просто, то аддитивная сезонность – это когда разница между сезонностью и трендом не зависит от объема продаж. Например, в январе на 10 000 руб. больше усредненного тренда, и эта разница не зависит от оборота. Такая сезонность в продажах встречается довольно редко.

Мультипликативная сезонность когда мы рассчитываем не разницу сумм тренда и сезонности, а коэффициент сезонности. Например, в январе относительный коэффициент сезонности 1,1. Тогда абсолютная сумма корректировки для прогноза будет увеличиваться при увеличении оборота.

Мы используем мультипликативную сезонность. Для этого значения, предсказанные исходя из тренда, будем умножать на коэффициент сезонности.


Даже в стабильных системах бывают неожиданные всплески или падения. В анализе данных такие отрезки временного ряда называют выбросами или аномалиями. Для увеличения точности прогноза явно аномальные периоды рекомендуется исключить из временного ряда, а пропуски заполнить усредненным значением.


Если известны аномалии в будущем, мы также можем их учесть. Для расчета коэффициента необходимо использовать данные аналогичных периодов из прошлого (если они есть) или экспертную оценку. 


6 шаг

Экспериментируйте с динамикой тренда «Что если?» [E33:E34]

7 шаг

Медитируйте 😊 Вносите новые данные, изучайте прогноз и наблюдайте. По всем вопросам — обращайтесь в наш телеграм канал, и мы с радостью поможем!

Телеграм-канал

«Создаватель»

Просто о Битрикс24
Новые релизы и полезные статьи
Видео-гайды
Поддержка приложений

CRM-форма появится здесь

Центр разработки «Создаватель»

Челябинск, улица Университетская Набережная, 66А/2, оф.304

8-800-555-800-1

start@sozdavatel.ru

Телеграм